С 01.09.2025 начинает применяться перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается
Приказом Минприроды России от 14.03.2025 № 102 утвержден перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
В перечень включены 50 видов (пород) деревьев и 6 видов (пород) кустарников, такие как Ель Глена, Клен ложноплатановый, Липа Максимовича, Лиственница ольгинская, Пихта цельнолистная, некоторые виды берез и сосен.
Данный приказ будет действовать до 01.09.2031. Природоохранная прокуратура напоминает, что за незаконную рубку деревьев ст. 260 УК РФ установлена уголовная ответственность.
Деятельность по строительству объектов капитального строительства более 6 месяцев является критерием для отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории.
Указанное положение закреплено пп. 3 п. 6 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, согласно которому осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории.
Хозяйствующим субъектам во исполнение п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» надлежит провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. По итогам проведения инвентаризации определяется категория негативного воздействия на окружающую среду.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к объектам I - III категорий, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, что регламентировано п. 1, п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 830), в соответствии с которыми постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте (п. 25 Правил № 830), заявка о постановке объекта на учет должна быть подана отдельно на каждый объект хозяйственной деятельности, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (п. 27 Правил № 830).
Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по строительству объектов капитального строительства более 6 месяцев, необходимо исполнить обязанность по постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (количество заявок зависит от количества эксплуатируемых объектов).
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
Кроме того, за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 251 УК РФ.
Разработано Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2025 - 2027 годы
Всем работодателям в сфере лесного хозяйства предложено присоединится к Отраслевому соглашению по лесному хозяйству Российской Федерации на 2025-2027 годы (письмо Минтруда России от 19.02.2025 N 14-4/10/В-2754), которое размещено на официально сайте Минтруда России.
Если в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения в Минтруд России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Росприроднадзор утвердил порядок аттестации экспертов государственной экологической экспертизы
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2025 № 110 утвержден порядок аттестации экспертов государственной экологической экспертизы.
Названным нормативным правовым актом установлены требования к таким экспертам, форма заявления об аттестации эксперта, перечень областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положение об аттестационной комиссии, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условия, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена с учетом особенностей, предусмотренных порядком, а также порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы.
С осени текущего года будет новый порядок регистрации искусственных островов, установок, сооружений и прав на них
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.12.2024 № 703 утвержден Порядок регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и искусственных островов, установок, сооружений (за исключением плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ), расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в пределах российского сектора Каспийского моря, и прав на них.
С 1 сентября 2025 года соответствующее заявление и подтверждающие документы для регистрации направляются заявителем (если он не иностранный) Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в электронной форме посредством использования единого портала госуслуг. Иностранный заявитель представляет заявление и документы на бумажном носителе. Процедура занимает 5 рабочих дней.
Дополнены перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)
Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.01.2025 № 1 и 13.01.2025 № 20 внесены изменения в Перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными и по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), соответственно.
В частности, индикаторами по федеральному государственному экологическому контролю (надзору) также, помимо прочих, будут факты поступления в Росприроднадзор информации о возгорании или задымлении на объекте размещения отходов производства и потребления; а также информации об исчерпании вместимости объекта размещения отходов производства и потребления, установленной в проектной документации на строительство (реконструкцию) такого объекта, на 90 процентов и более при осуществлении деятельности по размещению отходов производства и потребления.
В области обращения с животными индикатором является в числе прочего поступление в административный орган по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 в Российской Федерации информации от государственного (муниципального) унитарного предприятия, государственного (муниципального) учреждения, иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым были переданы безвозмездно изъятые или конфискованные и обращенные в собственность государства дикие животные для содержания и (или) использования в природоохранных, научных и просветительских целях, о гибели 3 и более диких животных с приложением ветеринарных заключений о причинах гибели диких животных, содержащих одинаковые причины их гибели, в течение 3 календарных месяцев подряд со дня поступления информации о гибели одного или более диких животных в административный орган.
Установлена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.
Так, с 11 декабря 2024 года вступают в силу изменения в статью 8. 52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), регламентирующие административную ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных. Теперь, если ранее частью 1 указанной статьи КоАП РФ административная ответственность была предусмотрена только за несоблюдение общих требований к содержанию животных, то теперь ответственность предусмотрена, в том числе и за несоблюдение требований к содержанию домашних животных. Санкция статьи предусматривает административный штраф для граждан от 1 500 до 3 000 рублей, для должностных лиц – от 5 000 до 15 000 рублей, для юрлиц – от 15 000 до 30 000 рублей. Одновременно с этим, напоминаем, что за жестокое обращение с животными (при наличии признаков уголовно наказуемого деяния) предусмотрена уголовная ответственность по ст. 245 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации определены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащие применению в 2024 и 2025 годах
С 05.10.2024 действуют поправки, внесенные в Постановление Правительства РФ от 17.04.2024 N 492 «О применении в 2024 и 2025 годах ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Так, постановлением Правительства РФ от 24.09.2024 № 1290 в вышеуказанное постановление внесены изменения, которыми предусмотрены ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; установлено, что для ряда загрязняющих веществ ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с 01.01.2025; предусмотрено, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, утвержденные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента «2».
«Требования к размещению снега, собранного с улиц и автомобильных дорог»
В соответствии с положениями закона об охране окружающей среды запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов отходы от зимней уборки улиц относятся к отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению, а
п. 34 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
На 2024 год установлены размеры ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2024 № 492 «О применении в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что в 2024 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,32, а также ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 74,41 рубля за тонну.
Указанное постановление Правительства РФ применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2024.
Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень № 2909-р)
В раздел I «Для атмосферного воздуха» Перечня N 2909-р добавлено 38 новых загрязняющих веществ, 11 из которых подлежат государственному регулированию с 01.01.2024, остальные 27 веществ - с 01.01.2025, не предусмотренные ранее.
Для выбросов 11 загрязняющих веществ (при наличии таких выбросов на источниках объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС) с учетом категории объекта НВОС с 01.01.2024 необходимо произвести расчеты нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух (далее - расчеты НДВ) или технологических нормативов.
Внесение изменений в расчеты НДВ для объектов НВОС II и III категорий, а также в перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, подаваемый в настоящий момент на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требуется при наличии в выбросах загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 2909-р, отдельные пункты которого вступили в силу с 01.01.2024.
В отношении остальных загрязняющих веществ предусмотрены переходные положения. Необходимость учета в природоохранной документации 27 новых загрязняющих веществ, указанных в вышеперечисленных пунктах, наступает с 01.01.2025.
Вышеуказанным Распоряжением признаны утратившими силу:
- Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р;
- Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2019 N 914-р, которым ранее внесены изменения в вышеуказанный Перечень.
Федеральным законом от 25.12.2023 № 622-ФЗ в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации с 01.09.2024 будут внесены изменения
Так, постановке на государственный учет будут подлежать объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относящиеся к объектам I - III категорий (в настоящее время постановке на государственный учет подлежат также объекты IV категории негативного воздействия).
Кроме того, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом I категории, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности в случае установления и (или) изменения технологических показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта.
Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ вступает в законную силу с 01.09.2024.
Природоохранная прокуратура разъясняет, что городские леса на территории населенных пунктов являются защитными
Леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования, относятся к городским лесам.
В городских лесах запрещаются:
- использование токсичных химических препаратов;
- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
- ведение сельского хозяйства;
- разведка и добыча полезных ископаемых;
- строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, и гидротехнических сооружений.
Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В перечень разрешительных документов в области федерального государственного экологического контроля (надзора) с 01.03.2025 будут внесены изменения.
Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (далее – Положение).
В п. 3 Положения, посвященного разрешительным документам, относящимся к предмету государственного экологического контроля, постановлением Правительства РФ от 11.09.2024 № 1236 будут внесены изменения.
Например, из перечня разрешительных документов (п. 3 Положения) будет исключено согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; перечень планируют дополнить решением о включении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров, в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров.
Также пп. «з» п. 8 Положения будет дополнен абзацем с содержанием «По утилизации отходов от использования товаров», а п. 10 Положения будет дополнен пп. «д» с содержанием «При ведении реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров».
Начало действия изменений - 01.03.2025.
Внесены изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Статья 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» дополнена пунктом 2.1, согласно которому государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в отношении транспортных средств, деятельности и действий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан может также осуществляться в рамках постоянного рейда.
Под постоянным рейдом понимается режим, который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.
Постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий граждан и организаций на определенной территории (акватории).
При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица;
5) инструментальное обследование.
Контролируемые лица, их представители и работники, находящиеся на пунктах контроля или на территории (акватории) постоянного рейда, обязаны по требованию инспектора остановиться, обеспечить беспрепятственный доступ к транспортным средствам или иным производственным объектам, предоставить для ознакомления документы, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в транспортном средстве, на ином производственном объекте или у контролируемого лица.
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Пожалуйста, подождите. Документ загружается.
Мы используем Яндекс Метрику
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика.
Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.